Я готов поспорить, что большинство ветеранов дэт-метала в какой-то момент проявили интерес к туманной области джаза/прога/фьюжн. Это может привести их к изучению различных вкусов Mahavishnu Orchestra, Pat Metheny Group, King Crimson, Marillion, Rush или Steely Dan. Этот материал нравится поклонникам дэт-метала, потому что это сложная, прогрессивная, спортивная и увлекательная музыка. Он также технически требователен на другом уровне, чем дэт-метал, подчеркивая тонкость и «прикосновение», а также скорость и мощь.
Двумя дэт-металлическими группами, которые проявили наиболее явное влияние этого материала, были, вероятно, Atheist и Cynic (конечно, обе тоже находились под влиянием Watchtower). В этих группах были невероятные музыканты на каждой позиции, достаточно опытные, чтобы адаптировать то, что им нужно от Раша и Махавишну, и применить это в другом контексте. Неудивительно, что этот стиль оказался влиятельным, и его примеру последовали многие другие группы. Schismatic из Польши была одной из таких групп. Возможно, на своем первом альбоме («Circle of Evolution») эти ребята играли в более простом стиле олдскульного дэт-метала, но здесь, на «Egregor», они с головой устремились к более прогрессивному подходу.
Проблема в том, что у них не было навыков для такой музыки. Конечно, у них были некоторые навыки, но их было недостаточно. Басист, вероятно, был подготовлен лучше всех, он продемонстрировал некоторые способности на своем предыдущем альбоме. Гитаристу не хватало универсальности и плавности в соло и риффах. Барабанщик был не в себе. Мы должны помнить, что у Atheist и Cynic (а также Watchtower и Death) были элитные барабанщики, которые выросли, пытаясь копировать Нила Пирта (такие как Стив Флинн и Рик Колалука), или которые провели годы в престижных музыкальных школах (Шон Рейнерт). Вопрос, который возникает при этом, заключается в том, возможно ли создать дэт-метал, вдохновленный джаз-фьюжн, без такого человека, стоящего за установкой.
Ответом на этот риторический вопрос является громкое «нет», и это очевидно на протяжении всего альбома. Возьмем, к примеру, такую песню, как «The State of Doubt». Первые несколько тактов вступления звучат так, будто им следовало бы «раскачиваться», но они звучат неуклюже и неестественно, потому что музыкантам еще не хватает навыков и уверенности. На 1:10 есть отрывок, который переходит в рифф, вдохновленный Рашем, но звучит он ужасно, потому что ничего не слипается и нет естественного потока. Сравните это с такой песней, как, скажем, «Sentiment» группы Cynic, где все сливается в поток сознания, в единое целое. Cynic оказал здесь явное влияние на Schismatic (и, честно говоря, вокалист производит хорошее впечатление на Тони Тигардена), но они берут лишь поверхностные аспекты звучания Cynic, и при этом они не достаточно угловаты, чтобы звучать как авангард. дэт-метал (например, Pan-Thy-Monium или Infamia).
Ненавижу выглядеть человеком, который хочет, чтобы группы придерживались своего курса. Чтобы внести ясность: слушать творческий путь Schismatic от их предыдущего альбома до этого — забавно, и я не сомневаюсь, что «Egregor» был искренней попыткой отразить их музыкальные пристрастия и интересы. Записать такую пластинку было смелым шагом, вместо того, чтобы пойти по легкому пути и переделать и улучшить свой сносный дебютный альбом. Однако очевидно, что на этом альбоме группа сыграла на своих слабостях, и сказать, что он сильно постарел, было бы преуменьшением века. Лучше всего рассматривать этот альбом как работу группы, находящейся в переходном периоде, но которая так и не завершила переход в землю обетованную, поскольку закрылась вскоре после его выпуска.