Весной 2022 года Primitive Dread выпустил убойный EP из четырех песен «Rusty Chains of an Endless Transition», который мгновенно стал одним из лучших релизов в дискографии македонской экстремальной музыки. В состав записи входили трое из пяти участников многолетней металлической хардкор-команды Hardfaced, так что этот EP казался результатом всего лишь побочного проекта.
Полтора года спустя полный состав из пяти человек начал давать живые выступления и был готов к участию в фестивале. Вероятно, большая часть аудитории в какой-то момент была в восторге от возможности увидеть их вживую, но этого было недостаточно, чтобы подготовить нас к сокрушительному выступлению, свидетелями которого мы стали. Это редкий случай, когда какая-то группа превзошла наши и без того высокие ожидания. И, как это бывает в таких случаях, я месяцами подряд подсел на нездоровую ежедневную дозу ЕР. Но что меня продолжало интриговать, так это новый материал, исполняемый вживую и записанный на нескольких видео в Интернете. Ожидание того, чтобы услышать его должным образом, закончилось летом 2024 года, когда второй EP Primitive Dread вышел с тиражом 12 дюймов.
Об их звучании и стиле. Даже если на ум приходит множество небольших связей с классическими группами, я не могу провести много прямых сравнений. Если рассматривать их в каком-то контексте недавнего времени, Primitive Dread находятся на одной волне с Dead Heat, Power Trip, Fugitive, Doomsday, Lowest Creature, Plague Years, Inhuman Nature, Enforced. Представьте себе кроссовер-трэш в современном понимании, с уклоном в сторону металла и без особого панка в хардкорном направлении. Расклад Primitive Dread на этом стриме прямо в точку, без театральности и пиротехники. Риффы металлические и плотные, соло нигде не найти. Структуры песен варьировались от панковских форм куплета/припева до более прогрессивных.
Как и раньше, песни длятся в среднем около 2 с половиной минут. 15-минутная поездка начинается с перкуссионного вступления, которое напоминает мне то, как Cro-Mags открывают свой альбом Best Wishes. Через минуту мы слышим убийственный вступительный гитарный рифф «Protectors», моей любимой песни, выпущенной Primitive Dread. В нем присутствует приглашенный вокал Джеймса Плигга из Harm’s Way, стиль которого отлично подходит для обмена куплетами с Даймом. Ведь их крики и рычание говорят о беспорядках, которые являются глобальным явлением. Резонирует какая-то жуткая атмосфера, как будто на заднем плане нарастает напряжение, создавая почти кинематографический эмбиент. «Merciless Indifference» — это песня, которую Керри Кинг мог бы только пожелать написать для своего нового альбома. Быстрый, с простым и повторяющимся, но запоминающимся припевом, этот трек больше всего напоминает первый EP. «Cynic World» похож на «Protectors» среднетемповым припевом, наслоенными в темные тона куплетами и меланхоличной атмосферой. «Reaping What We’ve Sown» возвращает полную агрессию. Циклы трясущихся припевов сменились жесткими брейками. Запоминающееся басовое вступление превращается в полноценную звуковую ярость в «Mrakot ni e poznat». Пока это их единственный трек, исполненный на нашем родном языке. Две с половиной минуты агрессии, связанной с переломом шеи из-за того, что он держит тяжелый вес, но не проявляет слабости. Даже если Primitive Dread звучат великолепно в исполнении на македонском языке, мне больше нравятся английские треки, потому что их тексты очень выразительны, и было бы напрасной тратой, если бы они не были понятны более широкой аудитории.
Что Primitive Dread удается сделать на своем втором EP, так это распространить свой творческий потенциал в новых направлениях, сохраняя при этом общую эстетику. Он более разнообразен по стилю и темпу с частыми сменами темпа от среднего к быстрому. Между песнями есть различия, но также и разная динамика внутри одной песни. Игра на барабанах стала более заводной, двойные удары ногой сведены к минимуму, так что кажется, что мы хотели не переигрывать, но повсюду много интересных деталей. В звуковом производстве наблюдается определенный уровень, который наиболее заметен в широте звуковой сцены.
Как и все великие группы в сфере трэша и хардкора, эта музыка создает яркие мысленные образы антиутопического мира городского упадка и индустриальных городских пейзажей. Нет никаких бредовых призывов к революции. Вместо этого нам представлено нефильтрованное слайд-шоу реальности, состоящее из недостатков современного общества, озабоченного быстрым прогрессом. Primitive Dread возвращается с мощным, захватывающим EP, который усиливает набранный ими импульс.