«Siit Tuleb Sõda» («Наступает война»), выпущенный еще в 2004 году, первый и последний релиз эстонского симфонического блэк-метал-коллектива Veritasu, теперь получил вторую жизнь в качестве сборника вместе с тремя ранее неизданными бонус-треками от эстонского андерграунд-лейбла Trash Can Dance. Существовавший в период с 2003 по 2006 год дуэт Veritasu состоял из музыкантов Eshaton и Blasphemon, более известного как Trauma. Они играли на программированных барабанах, пронзительных синтезаторах и быстрых, как ливень, шумных гитарах и своим пьяным, похожим на лягушачью кваканье вокалом, который нужно слышать, чтобы в него поверить. Они пели тексты на эстонском языке, выражая темный и пессимистичный взгляд на войну, хаос, смерть и веру в Люцифера как в руководящий принцип, если не главный принцип вселенной.
Открывающий трек «Veritasu» («Истина») с самого начала представляет собой безумный, бегущий наперегонки с самим собой номер, который несется вверх по склону и вниз по долине, оставляя за собой огненные следы: перкуссия безжалостно грохочет, гитары пронзительно врезаются в любое темное пространство, а синтезаторы образуют безумную компанию из духового оркестра и старинных фортепиано, мелодично звучащих, как клавесин. Они еле-еле пытаются догнать струнные и барабаны, поэтому сами занимаются своим безумным путешествием параллельно с ними. Булькающий вокал здесь мало заметен, но это в первую очередь потому, что болотные чудовища не уважают такие вещи, как расписание и приход в студию вовремя, чтобы полностью использовать драгоценное студийное время для записи своего бульканья. Следующий трек «Igavest» («Навсегда») — это еще более безумный номер с истеричными синтезаторами и безумно быстрыми барабанами, в то время как эти одурманенные голоса земноводных не спеша разогреваются.
Безумный блэк-метал стремительно набирает обороты с треком «Ma Surman» («Я умираю»), в то время как задний план из оркестровых синтезаторов приобретает суровый и зловещий характер, а отдельные мелодии синтезатора приобретают безумный вид расшатанных пианино и органов, которые вот-вот развалятся на части. По крайней мере, риффы и мелодии повторяются, хотя и с каждым разом все более истерично — по крайней мере, хаос держится в узде, даже если мы всего в нескольких минутах пути от полной какофонии. «Tühjus» («Пустота») дает минуту оркестровых синтезаторов паузы, прежде чем снова начнутся гитарный перебор и барабанный грохот, и мы снова оказываемся в самом центре штормового безумия. Демонические лягушачьи голоса рычат и храпят, пробиваясь сквозь мелодию, и я понятия не имею, предупреждают ли они нас о том, что вот-вот что-то плохое произойдет. Точно так же, когда появляется заглавный трек, он предстает величественным, всеобъемлющим космическим дроном, прежде чем безумие прорывается через материю и подвергает нас еще большей симфонической ярости и истерии, и эти земноводные мучители хихикают и злорадствуют над нашими страданиями и страданиями человечества в целом во вселенной Veritasu, по мере того как война и тьма поглощают нас всех. Как и в предыдущих треках, заглавный трек содержит повторяющиеся риффы и мелодии, которые создают впечатление нарастающего безумия (и тьмы) без конца.
Три дополнительных трека «Igatsus» («Тоска»), «Maailma hukk» («Конец света») и «Saatus on surm» («Судьба — смерть») представляют собой безумные готические номера, продолжающиеся в том же безумном духе, что и оригинальные треки, хотя без гитар и перкуссии они, кажется, сводятся на нет в безумие ярмарочного цирка, а голоса болотных чудовищ превращаются в протяженные петли храпящего дрона. Все три композиции имеют грубую постановку, что делает их более ветхими и разрушенными. В частности, последний трек избегает каких-либо претензий на мелодию или структурное единство и состоит из серии повторяющихся фрагментов дрона или мелодической петли. Как более чистый дарк-эмбиент, почти данжон-синт и даже экспериментальные композиции без синтезаторного удара блэк-метала, эти три бонусных трека почти распадаются и рушатся и из-за своего плохого качества звука действительно нуждаются в правильном ремастеринге и ремикшировании.
Я понимаю, что Veritasu поставили перед собой задачу выпустить серьезную и довольно мрачную пластинку, но где-то по ходу дела все могло сложиться не так, как было задумано, потому что на самом деле произведение получилось скорее забавным, чем опасным, и мне больше жаль, чем тревожно за хрюкающий, храпящий вокал — эти существа Ктулху из космоса, возможно, вымрут от обычных простудных вирусов раньше, чем люди смогут собрать аэрокосмические силы, чтобы выгнать их из солнечной системы. Однако запись вовсе не провальная — во всяком случае, оригинальная демоверсия «Siit Tuleb Sõda» уникальна: безумная и возбужденная работа предполагаемого симфонического блэк-метала со старинным звуком клавиш, разогнанной перкуссией и такими же энергичными блэк-металлическими гитарами, готовыми за считанные минуты вырубить целые леса и вырезать из них деревянных гномов для сада. У пяти оригинальных треков чистый, хотя и жестяной звук, что делает их еще более привлекательными, — возможно, не то, что имели в виду Blasphemon и Eshaton.
Даже без бонус-треков демо, безусловно, заслуживает переиздания, которое может привлечь более широкую аудиторию за пределами Эстонии, и со временем оно, безусловно, станет культовым. Если бонус-треки будут очищены, запись станет еще более уникальным музыкальным сокровищем.