Dr. Steel — Čekam na noć


Доктор. Steel — многообещающая хэви-метал группа из Риеки, тогдашней Югославии, ныне Хорватии. Будучи лишь одной из многих рок-групп на особенно процветающей местной сцене, они в конечном итоге привлекли внимание благодаря навыкам гитариста Миро Кларича. После концертов по всей стране и открытия концерта Divlje jagode (крупнейшей метал-группы того времени в СФРЮ) в 1986 году они привлекли к себе наибольшее внимание, выиграв конкурс на Zaječar Guitariade, где молодые демо-группы нашли возможность выступите перед тысячами любителей рока со всей Югославии. В результате успеха в Заечаре PGP-RTB, один из главных музыкальных лейблов страны, записал свой дебютный альбом Čekam na noć.

Слушая эту пластинку, я понимаю, что людям тогда нравилось в стиле Кларича. Приятно слышать не столько его виртуозность с грифом (хотя ее предостаточно), сколько индивидуальность, просвечивающую сквозь риффы. Это остро, немного импровизационно, я бы даже сказал, игриво. Он не довольствуется простыми аккордами; время от времени ему приходится добавлять расцветки или позволять звучать открытым струнам. Конечно, само по себе это не является чем-то сумасшедшим для этого стиля, особенно среди некоторых NWOBHM или американских пауэр-метал-групп. Но я думаю, что иногда у некоторых из этих групп дополнительная сложность высасывает жизнь из музыки; даже если это не какой-то прикольный прог или дерьмо в стиле Мальмстина, иногда возникает тенденция к тому, что написание песен в этих жанрах звучит слишком старательно и запутанно для их же блага. По сравнению с этим, в Миро было больше горячей крови, его движения — это спонтанное выражение, свойственное многим музыкантам, которые любят танцевать и добавлять больше, как будто их руки не могут сдержать волнение от игры на инструментах. Главный рифф «Све што желам» является хорошим примером того, насколько своеобразен этот альбом; это устойчивый, мощный рокер, но в то время как обычная мейнстримная хэви-металлическая группа осталась бы довольна всего лишь одним риффом, сыгранным двумя гитарами, здесь вторая гитара не может не приправить каким-то восхитительным блюзовым контрапунктом. И большая часть альбома примерно такая. Хэви-метал сделан с заботой, вниманием и живостью. Иногда риффы не столь строги с жанровыми условностями; время от времени я слышу что-то вроде гаражного рока/новой волны, и это чудесно, я слышу безграничность и свободу в руках Миро. Тем не менее, в некоторых частях вдохновение присутствует не только; «Oko za oko» и «Kraljica» — достаточно забавные треки, но они просто такие, без игривости Миро ничего особенного не происходит, кроме умелых соло, которые неизменно хороши; рыхлые, динамичные, выразительные и никогда не перестающие приветствовать.

И хотя, как и в большинстве металлов, гитара является звездой шоу, я должен отметить, что и все остальные в группе справляются с этой задачей. В игре на барабанах нет ничего особенного, но она достаточно быстрая, чтобы держать всех остальных в напряжении. Когда ты играешь спид/быстрый метал как гитарист, половина удовольствия состоит в том, чтобы избегать всякого дерьма, не отставая при этом от барабанщика; здесь эта энергия ощущается вполне ощутимо, особенно из-за оживляющего присутствия Миро. Вокалист Борис Сарайлич выразителен, но несколько груб, как простуженный Роб Хэлфорд. Тем не менее, он привносит в музыку изрядную долю энергии благодаря своей готовности подчеркнуть театральность текстов, типичных для металла; секс, бунт, рок-н-ролл, война, яда-яда. Больше ничего действительно не нужно. При этом я должен выделить бонус-трек «Киша пада» как довольно поэтичную и запоминающуюся песню с текстами о дожде, падающем на все слои человечества, начиная с классового, затем геополитического и, наконец, метафизического конфликта; дождь падает как на миллионеров, так и на пролов, на правящие югославские кадры и на безработную молодежь, на НАТО и Восточный блок, на хороших и плохих, и, наконец, на оба пути в рай и ад. В целом, это серьезный хэви-металлический альбом, написанный людьми, которым, очевидно, нравилось его играть, и он заслуживает большего внимания, учитывая страсть всех участников.

Доктор Стил записал еще один альбом в 1991 году и даже снял несколько очаровательных музыкальных клипов, но, к сожалению, вскоре после этого случилась война, и это была последняя активность группы. С тех пор Миро присоединился к известной индустриальной рок-/пост-панк-группе Grč на некоторое время в 90-х, а второй альбом Učini nešto (Heaven or Hell) наконец-то был выпущен через 11 лет после его записи благодаря инициативе One Records из Белграда. Миро Кларич, к сожалению, скончался в 2020 году. Почивай у мира!