Ved Buens Ende — первая группа, которая вертится на языке большинства людей, когда поднимается тема формирующего авангардного блэк-метала, и, как следствие, значительная часть пост-блэк-метала. Их единственный полноформатный альбом «Written in Waters» приурочен к другим великим переворотам в экстремальном металле.
Мы всегда должны помнить о том, что к прошлому следует относиться с «огромной снисходительностью к потомкам». Это распространяется на навязывание знаний о контексте и местонахождении музыкантам, которые, возможно, совершенно не обращали внимания на такие вещи или на свое место в более широком движении. При этом многие современные отчеты середины 90-х подтверждают идею о том, что металл знал, что его траектория развития вот-вот закончится. Блэк-метал исчерпал себя в короткой всплеске активности. После нескольких неудачных стычек с вниманием крупных лейблов дэт-метал оказался непригодным для массового потребления и оказался бессильным перед лицом неприятия со стороны MTV, Roadrunner и поддержки более широкой слушающей публики. Трэш и хэви-метал вступили в комфортный средний возраст, и весь мир выглядел как музыка возврата, в то время, когда стилизация была исключением, а не нормой, а актуальность и ценность музыки все еще были связаны с некоторой формой временности.
Добавьте к этому взрывную популярность гранжа и, в более широком смысле, альтернативного рока, который, если его можно было чем-то определить, отличался отказом от чрезмерно отточенного, самоуверенного и синтезированного поп-рока 80-х. Это побудило поколение X, как первое поколение, рассматривающее события 60-х и 70-х годов как историю, а не как память, по-новому взглянуть на экспериментальный рок этих десятилетий. Отголоски всего, от The Doors, Black Sabbath, The Clash до King Crimson, с новой силой вторглись в гитарную музыку 90-х. Последнее пробуждение послевоенной культуры.
В этот переходный момент вступила чуть более молодая группа металлистов, хорошо осознающих эти изменения. Но, будучи в значительной степени «металлическим» творчеством, они оставались глубоко преданными изоляционизму металла и его уникальному выразительному потенциалу по сравнению с его соседями.
Если раньше прогрессив-метал определял себя в грандиозных, размашистых жестах виртуозного театра («Queensrÿche») или плотных проявлениях чрезмерной музыкальности («Сторожевая башня»), то этот новый авангард казался чувствительным, интроспективным, иронически отстраненным, что соответствовало сложному сдвигу атмосферы, который предвещал переход от 80-х к 90-м годам. Атмосфера, на которую некоторые артисты изменили свой стиль (Enslaved, Death, Voivod), но наиболее ярко она выражена новичками, положившими ее в основу своей идентичности (Opeth, Manes, Dødheimsgard).
Эта последняя когорта была (исторически) важна именно потому, что они втянули металл в постмодернистский контекст, тем самым приведя его в соответствие с психологическим характером рок-музыки в целом середины 90-х. Тем самым они заложили основу для якобы экспериментальных шагов металла, предпринятых в 21 веке, установив четкие ограничения на условия любого развития (а именно, измеряя степень своего радикализма тем, насколько далеко и быстро человек готов убежать от метал, хотя он все еще утверждает, что говорит от его имени, что-то, что до сих пор прославляется, см. Blood Incantation).
«Написанное в воде» во многом является архетипом этого перехода. В каком-то смысле это вторая попытка эксперимента «Into Pandemonium», связывающая благородный, но неудачный авангардизм Celtic Frost с надуманным сюрреализмом альтернативного рока середины 90-х, в значительной степени вдохновленным «Red» King Crimson, и все это сплетено воедино под Эстетический зонтик из черного металла. Хотя может показаться тривиальным указать на вокал, чтобы проиллюстрировать это, выбор преимущественно чистого вокала – несмотря на попытку мучительного, неживого пения – априори ограничивает и ограничивает поток музыки.
Каждая извилистая ниша и сложная игра диссонанса и созвучия призваны продемонстрировать произведение абстрактной поэзии. Блэк-метал появляется почти случайно как общее влияние между участниками Ved Buens Ende, но не как их конечная цель. Это произведение темного, пропитанного прогом альтернативного рока 90-х, которое сильно опирается на блэк-метал, но столь же склонно опираться на мат-рок и пост-хардкор, это детальная и захватывающая работа. А вот что касается «авангардного» блэк-метала, если такой вообще существует, слушать его было бы не так приятно. Ильдьярн, возможно, подошел ближе всего, почти психопатически истязая голые рудименты блэк-метала, чтобы проверить их пределы, что-то отразилось в «Filosofem» Burzum. Вед Буэнс Энде, напротив, являются великими алхимиками, сочетающими тяжелую музыкальность прогрессив-рока со сдержанной, депрессивной атмосферой, уникальной для альтернативного рока 90-х, свадьбы, организованной блэк-металом, но не обусловленной им.
Честно говоря, самое худшее в «Written in Waters» — это то, насколько хорошо его считают формирующим документом авангардного блэк-метала. То, что он был ретроспективно оформлен таким образом, объясняет, почему, слушая его, можно увидеть его отпечатки на всем, от Deathspell Omega с его диссонансом до Agalloch с его отказом от активной жесткости металла в пользу пассивного потока настроений. Без сомнения, возлагать полную ответственность за расцвет блэк-метала в конце 90-х на этот альбом — это жестоко. Но поскольку фандом рассматривает это не как любопытный образец авангардистского рока, а как развитие самой формы блэк-метала, это не только увеличило его значение в блэк-метале, но и замедлило эволюцию этой формы в годы после 1995 года.
Первоначально опубликовано на сайте Hate Meditations