После художественного и коммерческого провала предыдущего альбома Falling Into Infinity Dream Theater оказались на распутье. У них было два очевидных варианта: уйти и признать, что их творческий путь подошел к концу, или сменить тему и попытаться развиваться. Оглядываясь назад, я до сих пор не уверен, приняли ли они правильное решение, выбрав последнее. Хотя они, конечно, пытались двигаться вперед, изменения, которые они приняли, привели их на путь, который в некотором смысле отошел от души и идентичности группы.
В 1994 году в Dream Theater произошли серьезные перемены, когда группу покинул давний клавишник и основной автор песен Кевин Мур. Его уход ознаменовал конец эпохи, поскольку Мур сыграл ключевую роль в формировании фирменного звучания группы, всегда сосредотачиваясь на настроении и атмосфере каждой композиции. С уходом Мура что-то внутри группы, казалось, умерло – чувство артистической глубины, которое так и не было восстановлено. Его отсутствие создало пустоту, которую они изо всех сил пытались заполнить.
Решением группы стал Дерек Шеринян, высококвалифицированный клавишник и музыкант. Хотя Шеринян оказался отличным игроком, ему не хватало того творческого видения и доминирования в написании песен, которые привнес Мур. Шеринян смог заполнить пробел, оставленный Муром, но ему так и не удалось полностью занять место своего предшественника. Пребывание Шериняна в должности было временным, поскольку Dream Theater в конечном итоге наняли Джордана Рудесса, чье техническое мастерство и виртуозные игровые способности были почти непревзойденными. Этот сдвиг произошел после выпуска A Change of Seasons, который продемонстрировал потенциал группы, но за ним последовал разочаровывающий Falling Into Infinity, альбом, который потерпел неудачу как в коммерческом, так и в художественном плане, что сигнализировало о том, что группа находилась в состоянии творческого изменения.
В этот момент перед Dream Theater встала непростая задача заново изобрести себя. Им пришлось полностью пересмотреть свое музыкальное направление, так как они не могли продолжать идти по той же траектории, по которой пошли с Falling Into Infinity. Однако проблема, с которой они столкнулись, заключалась не просто в поиске нового звука, а в поиске баланса между техничностью и душой, баланса, который был в основе их идентичности. И здесь кроется проблема: хотя Рудесс, несомненно, является выдающимся музыкантом с почти сверхчеловеческими техническими способностями, Джон Петруччи тоже. Это создало своего рода гонку вооружений внутри группы, целью которой было играть быстрее и сложнее, уделяя меньше внимания созданию запоминающихся мелодий и эмоциональной глубины.
Когда Мур был частью группы, существовал тонкий баланс между техническим мастерством и интроспективным написанием песен. Мур был не просто клавишником; он был творческой силой, которая помогла сформировать звуковой ландшафт Dream Theater. Хотя он мог работать с лучшими из них, его внимание часто было сосредоточено на создании атмосферных текстур и разработке сложных, эмоционально резонансных композиций. Его лирический вклад и клавишные аранжировки легли в основу первых успехов группы, создав одновременно техничное и глубоко эмоциональное звучание. С уходом Мура и приходом Рудесса мышление группы изменилось. Основное внимание стало уделяться инструментальной музыке, с растущим акцентом на том, «насколько быстро и сложно мы можем играть?» а не «как мы можем создавать самую захватывающую и запоминающуюся музыку?» Это изменение стало поворотным моментом в эволюции группы, но оно также сигнализировало об утрате части души, которая когда-то определяла их музыку.
В этом альбоме Dream Theater решили переработать инструментальную демо-версию, которую они создали во время записи своего предыдущего альбома, превратив ее в полноценный концептуальный альбом. Метрополис Пт. 2: Scenes from a Memory должен был стать продолжением их шедеврального трека Metropolis — Part I from Images and Words, но, честно говоря, я не нахожу прямой связи между этим альбомом и треком 1992 года. Это правда, что группа в шутку добавила к названию оригинального трека «Часть 1», но фанаты захотели продолжения, и они его получили.
Итак, с новым клавишником в составе и некой концепцией группа создала Metropolis Pt. 2: Сцены из воспоминаний. Этот альбом разворачивается как концептуальная история о реинкарнации, безответной любви и неразгаданных тайнах. Повествование сосредоточено вокруг персонажа Николаса, который подвергается гипнозу, чтобы раскрыть воспоминания из прошлой жизни. Углубляясь в свое прежнее существование, он раскрывает трагическую историю любви с мрачными поворотами. Но, честно говоря, сюжет настолько сложен и порой настолько драматичен, что становится трудно обращать внимание на детали. Он наполнен клишированными строками вроде «Она хотела любви навсегда, но у него был другой план», которые, хотя и драматичны, на самом деле не добавляют никакого эмоционального веса.
Одним из наиболее ярких признаков того, что Rudess по сути уничтожили то, что осталось от их славных дней начала 90-х, является инструментальная пьеса The Dance of Eternity. Хотя технически он впечатляет, в конечном итоге он кажется бездушной смесью риффов и быстрых соло, которые ни к чему не приводят. Понятно, что Dream Theater демонстрируют свои огромные технические способности, но при этом они пожертвовали музыкальной сплоченностью и эмоциональным резонансом. По сравнению с прежними инструментальными треками, такими как Erotomania, в которых техническое мастерство сочеталось с запоминающимися мотивами и эмоциональной глубиной, The Dance of Eternity лишена какой-либо настоящей души. Хотя это, несомненно, проявление виртуозности, оно больше похоже на упражнение в игре как можно быстрее и сложнее, без особой мысли о создании чего-то действительно запоминающегося. К сожалению, этот трек подчеркивает изменение приоритетов группы, когда в центре внимания становится техническая составляющая, оставляя эмоциональную основу музыки позади.
Несмотря на все сказанное и сделанное, в этом альбоме все же есть несколько приятных моментов, о которых стоит упомянуть. В отличие от вышеупомянутой инструментальной пьесы, «Увертюра 1928» на самом деле весьма хороша. Он включает в себя лучшие основные темы этого альбома, которые появятся в нескольких треках, и в какой-то момент Петруччи играет гитарное соло, которое почти точно повторяет вокальную мелодию из оригинального трека Metropolis — Part I из Images and Words. В целом у него хорошая структура, и хотя Рудесс не может удержаться от чрезмерной демонстрации своих технических способностей, это хорошее начало после спокойного трека Reгрессия, который включает в себя устную часть гипнотерапевта в истории и спокойные вокальные мелодии. от ЛаБри.
«Strange Déjà Vu», который выйдет позже, также содержит несколько хороших, агрессивных и тяжелых гитарных риффов, а также сложные и запоминающиеся вокальные мелодии. В этом треке, вероятно, меньше всего лишней инструментальной мешанины на этом альбоме. Рудесс здесь не делает слишком многого, лишь обеспечивает тонкую игру на фортепиано и несколько аккордов синтезатора на заднем плане. Вероятно, это одна из причин, почему это одна из лучших песен на альбоме.
«Home» также является неплохим треком с отличными вокальными мелодиями и тщательно продуманными гитарными риффами, но, опять же, здесь слишком много инструментальной мешанины, которая слишком долго растягивает песню и еще раз показывает нам, что Рудесс может играть очень быстро и тащить Петруччи, чтобы сделать такой же. В какой-то момент действительно начинает раздражать, как легко они могут разрушить достойную песню этим неконтролируемым импульсом попытаться сыграть как можно больше нот за кратчайший промежуток времени. Урезанная, более сфокусированная версия этой песни (и многих других, кстати) могла бы принести гораздо больше удовольствия.
В целом, я считаю, что этот альбом представляет собой заключительный этап метаморфозы группы после ухода Кевина Мура. Джордан Рудесс сформировал новое звучание группы, часто отдавая предпочтение техническому мастерству вместо того, чтобы сосредоточиться на эмоциональном написании песен, с желанием сделать все больше и быстрее в ущерб интимности и вдохновению. Некоторым людям может нравиться более ранняя версия группы, а некоторые, как я, предпочитают свои старые времена. Как я уже говорил, в этом альбоме есть несколько хороших моментов, но он слишком раздутый, помпезный и, честно говоря, сильно переоцененный. На более поздних альбомах у группы будут лучшие моменты в написании песен, но этот альбом является важным, поскольку он спас группу от раннего выхода на пенсию и проложил путь к отличной музыке, даже если она бледна по сравнению с их ранними шедеврами.