При первом знакомстве с «The Wolf and the King», восьмым альбомом норвежских ветеранов блэк-метала 1349, вы можете обмануться в своей оценке. Нельзя не согласиться, что это вовсе не «возвращение к истокам», а тезис «ничего нового» можно дискутировать.
Чтобы понять изменения, произошедшие в музыке 1349, проще представить, что у них всего две предыдущие работы – «The Infernal Pathway» (2019) и «Massive Cauldron of Chaos» (2014). Что ж, стоит кое-что объяснить. Два предыдущих альбома, «реабилитационный» «Demonoir» (2010) и «семейный позор» «Revelations of the Black Flame» (2009), в конце концов, относятся к индустриальной эпохе 1349 года. Если насчет последнего мало кто сомневается, хотя это не столько индастриал, сколько экспериментальный релиз, то первый порой расценивается чуть ли не как «возвращение блудного сына». По сути, это тоже индастриал-блэк-метал: здесь больше хулиганства Mysticum и авангардизма позднего Dødheimsgard, а также смертоносного механицизма Thorns and Mayhem («Великой декларации войны» в первую очередь, конечно). ), чем сами 1349. Что касается первых трёх альбомов – «Hellfire» (2005), «Beyond the Apocalypse» (2004) и «Liberation» (2003), то т.е. е. канонический 1349 год, ну а эту эпоху тем более невозможно вернуть на вершину. Именно поэтому здесь необходимо принять во внимание только «The Infernal Pathway» и «Massive Cauldron of Chaos», это единственные альбомы, имеющие хоть какое-то отношение к сегодняшнему 1349 году.
Гитарист Идар Бурхейм, он же Archaon, явно не терял времени зря за пять лет, прошедших с момента выхода «The Infernal Pathway». Начнем с того, что он значительно поднялся над своим стилем трэш-метал риффов. Элементы трэш-метала всегда присутствовали в музыке 1349 (да, мы знаем, что Архаон не был основателем группы), даже хрестоматичный «Hellfire» при всем своем богатстве и изысканности порой удивлял (неприятно, если честно) трэшем. металлические пассажи, а «The Infernal Pathway» с самой первой песни был наполнен элементами трэш-метала. Это может быть черный, «затемненный» или какой-то еще трэш-метал, но в первую очередь это трэш-метал. Так, Archaon убрал трэш-металлическую нотку на «The Wolf and the King», во всяком случае, явные трэш-метал-риффы появляются лишь ближе к концу альбома («The Vessel and the Storm», «Obscura», «Fatalist»), хотя в начале они весьма умело замаскированы, например, второй рифф «Ash of Ages» — это не что иное, как вступительный рифф «Extreme Aggregation» Kreator.
Но что еще более важно, Archaon уделил много внимания исключительной точности своих новых блэк-металлических риффов. Он сделал из них что-то оригинальное, при этом по-прежнему опираясь на довольно распространенную блэк-металлическую основу. Самое начало открытия «The God Devourer», несмотря на установленную часть взрывного буйства, представляет собой тонко сплетенные риффы, включающие вполне современные гитарные игры, умеренный диссонанс и кульминационные пикантные пики.
Такой подход сохраняется и по ходу альбома, многие отрывки рассчитаны на внимательное прослушивание, ведь, повторим, основа риффажа самая классическая. Архаон с хирургической точностью плетет паутину своих риффов исключительно в границах старой школы, в частности, на «Волке и Короле» вы не услышите явного диссонанса в духе Deathspell Omega, как, например, в вторая половина заглавного трека «Hellfire». Да, мы знаем, что эту песню написал Андре Квебек a.k.a. Tjalve, основатель группы, покинувший ее после «Hellfire» – но сейчас дело не в этом.
Формально ничто не мешает послушать гитарные пассажи: техника игры Archaon великолепна, а продакшн на альбоме чистый. Звуком на «The Wolf and the King», как и на двух предыдущих альбомах, занимались вокалист Олав Бергене a.k.a. Ravn и Джарретт Причард, который, кстати, далеко не самый блэк-металлический звукорежиссер. Странный выбор, вообще говоря, но по крайней мере блэк-метал от него не пострадал.
В целом, благодаря осовремененной манере Архаона, «Волк и король» стал более изысканным и элегантным, чем его предшественники. В свою очередь «Адская тропа» — произведение более прямолинейное, местами даже грубое с атакующей точки зрения. Что касается «Massive Cauldron of Chaos», то это в высшей степени напористый и энергичный опус, другие альбомы не имеют такого эффекта, «The Wolf and the King» по сравнению с ним мягок и гладок. И если это так, то «Trenches» (2024), последний альбом Свартельдера, ныне основной группы Тьялве, тоже более прямолинеен, чем «The Wolf and the King», однако в нем больше современных ходов и элементов. В любом случае Svartelder совсем не то, чем могли бы стать 1349, если бы Тьялве остался в группе. Ни в коем случае.
Однако это, несомненно, так, даже несмотря на сокращение трэш-металлической составляющей, от ладонного приглушения на «The Wolf and the King» никуда не деться, возможно, оно даже используется чаще, считая с самой первой песни. И эта техника сильно контрастирует с насыщенными риффами «нового» типа, она почти противоположна им. Приглушение ладони ломает их линию, как бильярдный шар – но они снова собираются вместе, и этот маневр повторяется в песне несколько раз.
Хотя на альбоме есть несколько оригинальных риффов, приглушенных ладонью. Замедленный приглушенный ладонью рифф поверх бластбита в начале «Shadow Point» вряд ли можно назвать значимым, а вот быстрый приглушенный ладонью рифф с парящим аккордом – его можно услышать после отдаленно напоминающего Immortal риффа, который открывает «Inferior Pathways», – очень привлекательно, а следующий после паузы приглушенный расцвет (в той же песне) можно даже назвать пост-Immortal-эском. В «Inner Portal» напористый приглушенный ладонями пассаж после вступительного лязга наглого баса тоже вполне в духе Immortal, с той лишь разницей, что из этой атаки пытается вырваться какая-то пронзительная мелодия. Оттенки бессмертия также можно обнаружить ближе к концу «Сосуда и бури» и в начале «Фаталиста».
В этом нет ничего плохого, в какой-то степени Бессмертные также были путеводной звездой для 1349 с самого начала вплоть до «Адской тропы». Что ж, все эти ходы по-своему хороши, но они отодвигают на второй план деликатную манеру «новых» утонченных риффов. Новые отрывки не слышны в грохоте старых, вот в чем проблема.
Еще одна вещь, из-за которой трудно распознать изменения в музыке 1349, — это агрессивный среднетемповый грув в духе Satyricon эпохи «Nemesis Divina», который часто навязывается, особенно в первой половине альбома. На самом деле это не совсем новая составляющая музыки 1349, но ее уровень значительно вырос по сравнению с предыдущими альбомами. Влияние Satyricon не было столь заметно даже на «Liberation» и «Beyond the Apocalypse».
Немалая «заслуга» в этом сатириконовском направлении принадлежит вокалу. Кажется, Равн не изменился ни на йоту, он не щадит горло – он не сделал этого 25 лет назад, зачем ему делать это сейчас. Если только его вокал сейчас зачастую очень похож на вокал Satyr, от этого действительно никуда не деться. Хуже всего то, что с самой первой песни возникает ощущение, что пока Архаон изо всех сил старается исполнять свои партии, Равн просто повторяет то же самое. К третьей «Точке тени» окончательно убеждаешься в вокальном примитивизме. Фирменный прием Равна, заключающийся в выкрикивании названия песни припевом, здесь доведен до крайности, вплоть до ошеломления – и из-за этого «The Wolf and the King» часто приближается к тому, что можно определить как традиционные поп-песни. ‘структура. Лишь в пятом «Inner Portal» строка с названием песни почти незаметно проползает в потоке текста.
Честно говоря, иногда хочется снизить уровень вокала, чтобы лучше слышать гитарные партии. Риффов на «The Wolf and the King» много, они постоянно меняются вместе с темпом, но их разнообразие размывается из-за монотонного и повторяющегося вокала. На предыдущем «The Infernal Pathway» не было такой точности риффов, поэтому вокальные и гитарные партии там сочетались очень хорошо, и у них был тот же посыл. Хотя гитарное послание здесь гораздо сложнее, чем голосовое, поэтому они плохо сочетаются друг с другом.
Скорее всего, такой торопливый и разговорчивый вокал — не лучший способ представить новые риффы. В финальном «Fatalist» Равн подписывает несколько эпизодов чистым голосом, но вокальные эксперименты, идущие на пользу новому стилю риффов, гораздо более показательны в «Inner Portal»: необыкновенный меланхоличный пассаж с игрой на гитаре и пронзительными пиками свиста, почти атональный, подкрепляется мрачным и вялым речитативом.
В сольном плане ситуация совершенно не изменилась, даже по сравнению с непревзойденным «Адским огнем». Соло присутствует практически в каждой песне, но интересными их вряд ли можно назвать, чаще всего они хаотичны, мелодии пытаются прорезать толщу свиста, но без видимого успеха. Непонятное соло, вставленное во вторую половину «Inferior Pathways», это конь другой масти: на грани слащавости, совершенно не подходящий для олдскульной блэк-металлической группы. На самом деле странный эксперимент.
В этом отношении мы считаем плюсом для альбома то, что 1349 решили не продолжать традицию, начатую ими на «The Infernal Pathway», чередуя некоторые песни с дарк-эмбиентными интермедиями «Tunnel of Set» из «Demonoir».
Краткое содержание. «The Wolf and the King», вероятно, порадует преданных поклонников группы, но они не перестанут ностальгически вздыхать по «Hellfire». «Откровения Черного Пламени» продемонстрировали, что 1349 были/способны на радикальные эксперименты, но в наши дни они, похоже, не заинтересованы в революционных изменениях. Слушателю действительно может быть проще сделать вид, что ничего не изменилось. Ну хотя бы новые гитарные партии проверь.