90-е годы были периодом, который многие металлисты считали худшим десятилетием для жанра в целом. Гранж и альтернатива штурмом взяли мейнстрим; вся хэйр-метал-сцена была загнана под ковер без какого-либо предварительного уведомления, и внезапно группы, доминировавшие в чартах, либо распались, либо попытались изменить свое звучание, что привело к результатам, которые варьировались от сносных до откровенно смущающих. .
Однако не все изменения были негативными. В Европе преимущественно андерграундная Death-Doom сцена тоже претерпела свои изменения. Помимо Paradise Lost, которые претерпевали собственные трансформации и сумели выпустить одни из самых коммерчески успешных альбомов за всю свою карьеру, у нас была голландская группа The Gathering, которую к концу десятилетия уже почти не узнать из-за простых, думовых корней. их дебюта 1990 года Always. И, честно говоря, The Gathering были лучше как трип-рок-группа, чем как метал-группа, но это уже тема для другого обзора.
А еще есть Кататония.
После дебютного альбома Dance of October Souls в 1993 году и нашумевшего выступления Brave Murder Day проблемы с голосовыми связками вокалиста Йонаса Ренксе и желание исследовать различные влияния вынудили группу изменить свой стиль, как и других пионеров дэт-дума. Результатом стал альбом 1998 года «Discouraged Ones», первый в направлении, которое определило группу на десятилетия и само превратилось в более мелодичное и тяжелое звучание, которым группа известна сегодня.
Итак, как этот альбом выглядит по сравнению с остальной частью их каталога?
Должен сказать, что это мой любимый альбом Katatonia. И простая причина этого в том, насколько точно он изображает депрессию как музыку.
Меня, как человека, который всю жизнь страдал от депрессии, всегда беспокоило то, как депрессия изображается как нечто романтичное, почти красивое, особенно в металле. Есть много групп, которые стремятся к этой квази-готической атмосфере, наполненной меланхолией и драмой. Особенно хороши в этом подходе исполнители с женским вокалом, с их тяжелыми симфоническими ансамблями и сопутствующим лирическим содержанием, часто углубляющимися в эпопею. Я не говорю, что эти группы плохие или что они мне не нравятся; отнюдь не. Просто чувства, с которыми я сталкивался в депрессии, раньше никогда точно не изображались в виде музыки. По крайней мере, до того, как я нашел этот альбом много лет назад.
Самое странное в «Discouraged Ones» то, что, на самом деле, в музыкальном плане о нем особо нечего сказать. Вокал Йонаса здесь все еще находится на стадии развития. Они звучат деликатно, апатично, а его мелодичные строки не представляют собой ничего особенного. Его игра на барабанах также проста и понятна: песни исполняются в основном в среднем темпе. Гитарная игра Андерса Нистрёма и Фреда Норрмана также проста и эффективна: в основном это игра пауэр-аккордов и несколько небольших мелодических линий тут и там, а также несколько чистых отрывков в куплетах и инструментальных частях. В этих песнях почти нет риффов, приглушающих ладонь, если они вообще есть. Гитары больше работают как текстурные инструменты, призванные оживить пышную, депрессивную атмосферу. Весь альбом имеет больше общего с некоторыми шугейз-группами, такими как Slowdive и Ride, чем с какой-либо метал-группой того времени. На самом деле, этот альбом вообще едва ли можно отнести к металлу.
Однако именно в этой простоте, в этом отсутствии волнения «Обескураженные» действительно сияют. Депрессия – это не романтично. Это не весело. Это скучно, пусто и истощает вашу энергию до такой степени, что вы не хотите ничего делать. И этот альбом передает это, как никакой другой, который я слушал, будь то почти диссонирующие мелодии гитар, монотонный вокал, тексты или игра барабанов. По отдельности эти элементы потерпели бы неудачу, но результаты достигают большего, чем сумма их частей.
Я рекомендую вам послушать этот альбом целиком, поскольку песни более эффективно работают как главы одной истории. Наверняка есть несколько ярких моментов, таких как «Deadhouse», «Cold Ways», короткая и милая «Gone» и вступительная «I Break». Более слабой песней здесь будет «Nerve», но этого недостаточно, чтобы испортить общее впечатление, поскольку сразу после нее мы получаем еще один момент в виде «Saw You Drown», одной из лучших песен во всей дискографии Katatonia. Если подумать, это больше половины альбома, не так ли? В моей книге достаточно назвать альбом «солидным». Будьте уверены: какой бы монотонной ни казалась эта пластинка, она никогда не перестает быть долгожданной и заканчивается как раз перед тем, как начинает надоедать.
Несмотря на все похвалы, которые я даю этому альбому, я должен быть честным: это не тот альбом, который вы захотите слушать, если у вас нет настроения. Когда я пишу этот обзор, спустя много времени после моих худших депрессивных дней, я почти вижу и слышу некоторую критику со стороны его недоброжелателей. Но искусство необходимо анализировать с учетом того, чего оно пытается достичь и приносит ли оно по-прежнему удовольствие.
Могу сказать, что «Отчаявшиеся» успешны на обоих фронтах. Это альбом, который с удивительной точностью изображает очень специфическую эмоцию/состояние и при этом создает прекрасные песни, которые стоит послушать. Если вы настроены на депрессивные мелодии в среднем темпе, вы не пропустите этот альбом. Если вам нравится шугейз, возможно, для вас тоже найдется что-нибудь.
И если вы похожи на меня и любите музыку независимо от жанра, лишь бы она была грустной и хорошей, тогда все готово. Возьмите напиток по вашему выбору, включите этот альбом и наслаждайтесь холодными днями как можно лучше.
Просто будьте уверены, что это пройдет, и есть люди, которые точно знают, что вы чувствуете. Некоторым даже удалось создать из него великолепную музыку, о чем свидетельствует этот альбом.
Вам будет хорошо. Мы все это сделаем.