Moby Dick — Ugass kutya!


Имя Моби Дик в метал-контексте, скорее всего, вам вообще ни о чем не говорит, если вы не из Венгрии или где-то в этом регионе или по какой-то причине специализируетесь на металле Восточного блока. Это довольно малоизвестная группа, которая никогда не пользовалась большой популярностью, даже в Венгрии. Глядя на их среднюю и позднюю дискографию, это более чем заслужено, потому что группе не удалось представить веских причин их слушать, и они продолжают делать это очень последовательно. Однако стоит упомянуть одну реликвию, и это их дебютный альбом Ugass Kutya!, вышедший в 1990 году. К этому привели многочисленные демо с песнями, которые позже вошли в этот диск, так что не был новинкой, но, наконец, группа смогла показать, на что они способны в контексте полноформатного альбома. Результат? В нем нет ничего новаторского, но это простой, временами приятный трэш-альбом.

Конечно, термин «трэш-метал» здесь следует использовать с особым вниманием. Это не особенно тяжелый, даже не такой тяжелый, как некоторые из более изысканных нарицательных имен, таких как Sacrifice или Onslaught. Корни Ugass Kutya! (что примерно переводится как «Лай, собака!») берут свое начало в пауэре и хэви-метале, но они лишь делают эти влияния немного более агрессивными. Да, сокрушительный звук барабанов присутствует, но все подано с раскованностью и консерватизмом, ничего экстремального в альбоме нет. Но это не обязательно проблема. Продюсирование само по себе является великолепным достижением, меня просто поражает, как молодая группа могла так хорошо продюсировать что-то в 1990 году в Венгрии. Барабаны, в частности, безумно точны, они громкие, но кристально чистые, четкость намного превосходит возраст альбома. Гитары хрустящие, скрипучие и немного тише барабанов, но они превосходно изолируют звук, поэтому баланс безупречен.

Так что же хорошего делает «Моби Дик» своим превосходным звуком? Надо отдать должное, группе удается использовать эту возможность. Заглавная песня, открывающая альбом, вероятно, является одной из самых яростных венгерских трэш-песен своей эпохи. Несмотря на примитивный основной рифф во время и после ускорения, ритмичный стук барабанов и своевременные сбивки делают его довольно сильным произведением. Это песня на тему социальной критики, с интересным взглядом на людей, которые думают, что они выше вас по материалистическим (или другим) причинам. Это хорошо продолжает немного более снисходительная «Talpon Maradni» («Stand Your Ground» на английском языке), в которой есть несколько жёстких, резких риффов как во время куплетов, так и во время припева. В нем также показаны некоторые из наиболее творческих моментов группы с инструментальными интермедиями и переходами в середине, даже если они не самые длинные в истории. Они, по крайней мере, демонстрируют вдохновение. «Keresztes Vitéz» (грубо говоря, Crusader Knight) является серьезным аутсайдером, потому что он совсем не похож на остальную часть альбома. В ней присутствуют почти народные, артистичные мелодии и в целом гораздо более беззаботный подход, чем во всех других песнях. Чеканка попеременных риффов и напористая игра на барабанах с двумя педалями усиливают сильные зацепки и мелодии песни, особенно припева. Но только в «Bűz van» («Есть вонь») мы слышим, как группа полностью раскрывает свой потенциал. Эта песня самая сильная на диске, и трудно, если вообще возможно, назвать лучшие песни группы, чем эта. Он полон красочных, креативных, полутехнических риффов, но группа не упускает возможности схватить вас за шею и ударить головой во время припева. Это также, наконец, демонстрирует некоторую уместную агрессию и враждебность по отношению к печальному положению Венгрии того времени, хотя сегодня это не актуально.

Но, к сожалению, в целом результаты не так уж и впечатляющи. Самая большая проблема всего альбома — это вокал Тамаша Шмидля, который, к лучшему или к худшему, играет на гитаре гораздо лучше, чем вокал. Он в значительной степени одномерен, придерживается этого очень вынужденного, потного лая слов, но без настоящей враждебности или агрессии. Это лишает музыку могли бы сделать с отличным вокалистом, потому что он постоянно дросселирует микс. Посмотрите «A III. Világháború Előtt» («Перед Третьей мировой войной»), где показаны некоторые из его худших моментов на альбоме, особенно во время куплетов. Он отказывается быть мелодичным, но старается и не быть слишком монотонным, поэтому застревает в этом очень узком диапазоне между двумя возможностями, в конечном итоге не сумев представить достойное исполнение. Ему удается немного уйти от монотонности, но ненамного. Это лучше, чем быть полностью механическим, но посредственность вдруг не станет выдающейся только потому, что это не самое худшее, что может случиться с вокалом на трэш-альбоме. В «Keresztes Vitéz» он мог бы спеть всю песню целиком и извлечь выгоду из мелодической природы произведения, но он остается очень жестким и не желает исследовать этот элемент (мелодию) дальше, чем минимальный минимум.

Что ж, даже несмотря на вокал, который оставляет желать лучшего, альбом в целом вполне приличный. Здесь есть свои моменты, и особенно постановка просто великолепна. Что касается музыки, то если вы трэшер, вам необходимо проявить непредвзятость, прежде чем нажимать кнопку воспроизведения. Не ожидайте ничего в духе Slayer или Dark Angel, даже в духе Heathen или Flotsam и Jetsam. Это строго консервативный, умеренный пауэр-трэш, в котором тяжесть стоит внизу в списке важных качеств. Но в защиту пластинки следует сказать, что на ней представлены несколько разных риффов и песенных структур, великолепные тексты, великолепная игра на барабанах, а иногда и запоминающиеся и уникальные мелодии и припевы. Этого должно быть достаточно, чтобы сделать это как минимум стоящим, если не более того.