Opeth — The Last Will and Testament

Обложка: Opeth — The Last Will and Testament

Последняя воля и завещание неизбежно станет предметом споров среди фанатов Opeth. Многие отчаянно жаждали возвращения к металлу, гроулу и тому, что часто называют эрой Олдпета. Группу, которая меняла свое звучание несколько раз, всегда будет трудно рассматривать без постоянного сравнения с предыдущими версиями их музыки. С TLWAT ясно одно, это совершенно не возвращение к старому стилю прогрессивного дэт-метала, меланхолии, джазовых влияний и загадочности. Ее нельзя сравнивать с той эпохой, и любое подобное предположение вводит в заблуждение. Я считаю, что отчаянное желание вернуть гроул лишило некоторых фанатов возможности немедленно похвалить этот альбом исключительно на этом основании. Микаэль даже намекнул на это, сказав (и я перефразирую здесь): Я мог бы писать мусорную музыку, но рычать на нее, и люди назовут ее хорошей. И в этом заключается проблема и причина споров. Эти дебаты в некоторой степени продолжаются со времен Heritage или, возможно, даже со времен Watershed, несмотря на то, что этот альбом считается их последним металлическим альбомом. Но поскольку это обзор TLWAT, а не обсуждение Opeth в целом, я постараюсь сосредоточиться на том, что может предложить этот альбом.

«Последняя воля и завет» — это драматический концептуальный альбом, поэтому важно прочитать завещание. Opeth не новичок в концептуальных альбомах, ярким примером является My Arms Your Hearse, однако TLWAT идет дальше, чем раньше. Если вы прочитаете текст, его почти можно будет произнести на сцене. Это драматично, смело и, конечно же, прогрессивно. Вокал Микаэля впечатляет, его чистый вокал передается с точностью как по высоте, так и по тону и экспрессии. Его рычание всегда было брутальным, и кажется, что возраст не нанес никакого вреда его голосу в этом отношении. Музыкальность очень технична, изюминкой обязательно должен быть Мартин Мендес на басу. Гитарной работы действительно не хватает, соло полны впечатляющих поворотов и волнений, но риффы явно средние. И здесь возникают многие проблемы: то, как построены эти песни, мелодии, отсутствие качественных риффов, это просто… разочаровывает.

Стиль письма, который поднял голову в Watershed, а затем стал нормой, начиная с Heritage, представляет собой акцент на диссонансных, растянутых мелодиях, стирающих границы между минором и мажором. Однако если в прошлом Opeth могли экспериментировать и сохранять единообразие, то в последние годы им это удавалось с трудом. TLWAT продолжает эту тему. Вокальные мелодии кажутся натянутыми, инструменты часто следуют одной и той же мелодии без особого контрапункта. Более точное пение Микаэля может быть технически впечатляющим (и, давайте будем честными, у него действительно есть фантастическая способность использовать свой голос с такой точностью), в нем очень мало места для эмоций, оно кажется слишком драматичным и чрезмерно произведенным. §5 — отличный пример технических способностей, он контролирует свой голос на чрезвычайно высоком уровне, но мелодии и решения с размещением голоса скучны, раздражают и просто не доставляют удовольствия от прослушивания. И надо сказать, вероятно, это намеренно, он сделал это не случайно. Я думаю, Микаэль точно знает, к чему стремится. Я просто думаю, что это разочаровывающее использование его таланта.

Пожалуй, самое большое разочарование — это «риффы» и гитарный тон. Едва увеличив искажения и драйв со времен Heritage, гитары кажутся тонкими, неагрессивными и просто разочаровывающими. Этот альбом мог бы значительно улучшить свое качество с помощью всего лишь нескольких чертовых риффов. Барабаны тоже не помогают. Почти в каждой песне барабаны в какой-то момент вписываются в какой-то ритм прогрессивного джема, а гитары играют поверх синкопированной мелодии/риффа — §1, §4 и §6 являются хорошим примером этого. Это не движет песней, не дает ничего, за что можно было бы зацепиться и прочувствовать песню, оно просто как бы блуждает по потворствующему своим желаниям ложному творчеству. Одни только барабаны вызывают у меня желание пропустить большие части альбома.

Найдутся любители этого альбома, фанаты, которым понравился прогрессивный рок последних нескольких пластинок Opeth, возможно, сочтут TLWAT освежающим, тяжелым и захватывающим путешествием. Но для меня и для тех, кто заинтересован в изучении того, что можно сделать с металлом и прогрессивным стилем, этот альбом просто не попадает в цель. Я бы предпочел послушать этот альбом, чем другие альбомы Newpeth, но стандарты в этом отношении довольно низкие. Если вам нравится прог-рок и потворство своим желаниям, возможно, это для вас. Но если вы ищете эмоциональные мелодии, меланхолию и агрессию, риффы, которые удерживают ваше внимание, и те прекрасные моменты сложности, которые характеризуют Opeth прошлого, то извините, но TLWAT не то.

В конце концов, Opeth всегда вызывали споры среди своих поклонников. Особенно после Watershed. И я знаю, что некоторые очень воодушевлены этим альбомом. Но я не могу рекомендовать его поклонникам металла, не могу рекомендовать его поклонникам Oldpeth. Микаэль оставляет за собой право выпускать и создавать любую музыку, которую пожелает, и даю ему в этом больше полномочий. Но мне не нужно делать вид, что этот альбом тяжелый, красивый или веселый. Если вы обнаружите, что не согласны со мной и вам это нравится, это нормально, просто, пожалуйста, давайте перестанем говорить, что это возвращение к прошедшим дням. Это Ньюпет с рычанием. Те же проблемы остаются. Те же самые несоответствия со времен Watershed. Тот же скучный стиль письма. Я разочарован. Он получил только 40 % просто потому, что он как минимум лучше последних четырех альбомов.