В 1990 году Pantera выпустила свой пятый альбом Cowboys from Hell, который положил начало новой волне жесткого хард-рока, позже получившего название «грув-метал». В то время как такие группы, как Exhorder, уже пробовали себя в подобном звучании, именно Pantera — к лучшему или к худшему — стала иллюстрацией этого движения, оказав влияние на бесчисленные смешанные жанры вплоть до 2024 года. В предыдущем альбоме Power Metal Pantera полностью воплотила это направление в Cowboys from Hell, включив риффы, которые отличаются от их гламурного прошлого и могут быть описаны как хард-рок или южный рок. В то же время они позаимствовали брейк-риффы из трэш-метала и превратили их в основные риффы, добавив то, что они могли бы назвать «экспериментальным» штрихом. В результате получился альбом, наполненный тяжелыми, мощными трэш-брейками и искаженными, насыщенными грувом хард-роковыми риффами. В любом случае, этот альбом ознаменовал коммерческий прорыв Pantera и поставил их на путь становления пионеров поколения «метал-позеров».
Треки на альбоме в целом можно разделить на две категории: те, которые сосредоточены на хард-роковых риффах, и те, которые сосредоточены на «притворстве трэшем». Первое представлено заглавным треком «Cowboys from Hell», одной из их самых известных песен, а второе — такими треками, как «Heresy». «Cowboys from Hell» часто называют типичным грувовым «металлическим» треком, однако он предлагает очень мало того, что можно было бы считать настоящим «металлическим» риффом, как это было определено ранее. Это песня, построенная на хард-роковых риффах с сильным искажением и энергичным грувом, структурно скучная и ничем не примечательная, хотя и не совсем неприятная для прослушивания. Другой известный трек, «Cemetery Gates», сочетает в себе атмосферу южного рока с простыми металлическими риффами, основанными на пауэр-аккордах, в результате чего получается слушабельная, но все же посредственная песня. «Shattered» мог бы легко вписаться в Power Metal, не чувствуя себя неуместным — это хэви-металлический трек с влиянием хард-рока, тоже достойный, но ничего экстраординарного. «Clash with Reality» также относится к категории хард-роковых песен, основанных на риффах.
Однако настоящая проблема с этим альбомом – и с жанром грув-метала в целом – становится ясна во второй категории песен. Все эти треки имеют одну и ту же особенность: они берут риффы, обычно используемые в качестве брейк-риффов в трэш-метале, особенно с заметным грувом, и превращают их в центральную тему песни. Традиционно трэш-брейк-риффы служат контрастом более быстрым риффам, обеспечивая напряжение и передышку. Но когда эти риффы становятся целостной песней, это приводит к монотонности и разочарованию, сводя музыку к ничему, кроме ритма. Pantera не остановилась на простом внедрении трэш-брейков. Они создавали грув-брейки — те риффы, которые позже переняли группы грув-метала, металкора и дэткора, убирая все, кроме ритма, практически заставляя слушателя заниматься мош-питами или слэм-дансами. Это можно считать их «достижением», но для более традиционных фанатов металла риффы, подобные тем, которые встречаются в коде «Domination» или главном рифе «The Sleep», можно назвать только кошмаром.