Карьерная траектория Саватаджа отмечена практически постоянным развитием, и нет лучшего примера этого в действии, чем Gutter Ballet 1989 года. Акцент на неоклассических талантах группы, сдерживаемый руководством продюсера Пола О’Нила, дал легендарные результаты с альбомом Hall Of The Mountain King 1987 года, проложив путь к еще более активному сотрудничеству и сдвигу в сторону симфо-метала. Возможно, они еще не полностью привержены прыжку, о чем свидетельствуют все еще висящие на сцене хард-роковые песни, но намеки на бродвейский металл, которые мы получили, должны были быть непохожи ни на что другое.
Музыкальность сохраняется на высоком уровне, но ясно, что некоторые участники перенесли переход лучше, чем другие. Исполнение Джона Оливы особенно неоднозначно, его фортепиано прекрасно раскрашивает альбом изящными простыми штрихами, но его пронзительный вокал несет в себе уязвимый дискомфорт по сравнению со всем, что он пел до или после. Ритм-секции отведены второстепенные роли, время от времени вносящие некоторые излишества, но часто скрытые в миксе. Крисс Олива, в конечном счете, является связующим звеном, скрепляющим этот альбом, его фирменные прерывистые галопы практически не смущают дополнительные навороты, в то время как его соло только усиливаются в своих нахлынувших проявлениях сильных эмоций.
Что действительно делает этот альбом таким странным для понимания, так это разное написание песен, но он начинается с лучших номеров. Конечно, было бы смело начинать с одного из самых необычных треков, но антивоенная вокальная стойкость в сочетании с басовым фанк-метал-грувом звучит лучше, чем, вероятно, следовало бы. Заглавный трек и «Temptation Revelation» следуют за ним и сразу же заявляют об их симфонических устремлениях. Последняя представляет собой элегантный инструментал с захватывающей гитарной тренировкой, но первая является готовым кандидатом на одну из величайших песен Savatage всех времен; Мне нравится постепенно нарастающее фортепианное вступление, плавные куплеты, нарастающие припевы и тексты, которые размышляют о жизни и ее циклической театральности.
Я говорю «одна из», потому что нет лучшей песни Savatage, чем «When The Crowds Are Gone». Это блестяще структурированная мощная баллада, берущая ноты прямо из сборника пьес Queen, ее фортепианные фрагменты почти буквально создают основу для мощного набора куплетов и припевов и стремительного соло, которое приводит к кульминации, чьи все более настойчивые стенания просто душераздирающие. Тексты песен столь же резонансны в том, как они изображают бесконечную тоску, сопровождающую творческий процесс; каждый в глубине души надеется, что наши ежедневные невзгоды смогут обрести смысл в том, что мы создаем. Эта песня заставила меня плакать несколько раз. Хотел бы я написать это сам. Включите эту штуку на моих чертовых похоронах, пожалуйста, и спасибо.
Очевидно, ничто не может превзойти столь величественную песню, но я должен признать, что остальная часть альбома кажется немного неустойчивой, даже если отделить ее от группы хороших в остальном песен, омраченных каким-то странным недостатком. «Silk and Steel» — еще один гитарный инструментал, который, возможно, слишком длинный из-за классического расцвета в стиле Роадса, в то время как скоростная композиция «She’s In Love» сопровождается неуклюжим секвенсорным вокалом и еще более резкими текстами. Какой-то олдскульный Savatage играет с более атмосферными «Hounds» и стремительными всплесками в «The Unholy», но в конечном итоге постановка становится слишком мрачной, чтобы их можно было разобрать.
И поскольку «Crowds» признана лучшей песней группы, я полагаю, что есть определенная симметрия в том, что «Mentally Yours» оказывается их худшей песней. Если другие баллады подражают Queen, то этот трек, кажется, представляет собой попытку школы театрального рока Элиса Купера. Лирика «Timmy Go Bad» слишком старается с резким ракурсом, а бессистемной структуры недостаточно, чтобы компенсировать противный припев. «Summer’s Rain» и «Thorazine Shuffle», по крайней мере, приближаются к некоторому снижению ущерба: первый предлагает последний раунд сладкой баллады, а второй намекает на то, что Streets придут с его более мрачным набором риффов.
Даже будучи ярым фанатом Savatage, я всегда испытывал смешанные чувства по поводу Gutter Ballet. Было бы довольно упрощенно просто придерживаться заглавного трека и «When The Crowds Are Gone», поскольку другие песни находят свои собственные способы доставить удовольствие, а музыкальность наполнена мастерством и индивидуальностью. Я не уверен, что это обязательно нулевой пациент симфо-метала, но его статус первопроходца остается непоколебимым, даже несмотря на его довольно нерешительное происхождение. Его значимость достаточна, чтобы его стоило проверить, но я бы не стал останавливаться на нем впервые для нового слушателя Savatage.