Поклонникам Therion не нужно знакомить с этим альбомом. Так что этот обзор адресован потенциальным слушателям Therion – ведь какой лучший альбом этой группы можно порекомендовать? Это шедевр металла, прежде всего симфонического, но в прогрессивности этой музыке нельзя отказать. Оно сочится даже из многоминутных, блестяще аранжированных треков.
Группа эволюционировала от дэт-метала к более изысканным и сложным композициям. Музыка немного потеряла свою тяжесть, но обрела душу – гитары впервые так смело уступили место клавишным. Альбом оказался прорывом не только для группы, но и для симфо-метала в целом. Группа за свою долгую историю переживала как периоды творческого расцвета, так и застоя, «Theli», на мой взгляд, находится на высшей точке этой амплитуды. Стоит отметить, что вклад в это событие внес поляк — Петр Вавженюк, который не только барабанил, но и потрясающе пел во многих песнях.
И вокалистов выступало довольно много! В распоряжении Кристофера Джонссона было 2 хора, которые блестяще справились со своей задачей – их звучание на фоне несущихся гитар просто захватывает сердце. Среди гостей также появился король дэт-метал сцены Дэн Свано, который показал, что умеет очень хорошо петь. Сам Джонссон показал очень хорошую форму, как вокально, так и как композитор – из музыки исходит и сила, и красота.
Сильная сторона альбома в том, что сложно выделить какую-то слабую песню. В первую половину альбома вошли нашумевшие «To Mega Therion», «Cults of the Shadow» и «In the Desert of Set». Оба демонстрируют силу припева и множество клавишных звуков. Гитары, однако, остаются тяжелыми и скачущими, придавая песням темп и особую атмосферу, которой Therion больше никогда не достигала (это не значит, что потом стало только хуже — просто по-другому).
Вторая половина альбома не так сильна, как первая, но в конечном итоге идет в ногу с ней – в этом благодаря потрясающей балладе «The Siren of the Woods» – пожалуй, лучшей песне в творчестве Therion. В свою очередь, «Nightside of Eden», «Opus Eclipse» и «Invocat of Naamah» содержат самые мрачные ноты на альбоме. Все эти треки составляют единственное в своем роде, уникальное целое….
…Я что-то забыл? «Гранд Финал!» Определенно лучший финал, который только можно придумать. Короткая пьеса, но не лишенная из-за этого динамики и глубины. Осмелюсь сказать, что здесь собрана лучшая партия клавиатуры, которую я знаю. А в самом конце есть такой импульс….
Возвращаясь к уникальному целому — Therion преуспел во всех областях — несомненно, в художественном плане, поскольку доказал, что метал и опера — это не два мира, плотно закрытые друг для друга. Банда не только открыла дверь, но и в конечном итоге снесла всю разделяющую их стену. Это не разовый эксперимент группы, играющей простую музыку, находящую признание среди масс, и это не причудливо переработанные старые, знакомые композиции. Если кто-то в наши дни все еще считает, что между вышеупомянутыми жанрами нет прочных мостов, приглашаю вас послушать.